В настоящее время большую значимость
приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. Перед школой стоит задача воспитания такой
личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую
непредсказуемых условиях.Вполне понятно, что
для этого необходимо сделать обучение творческим. Школьные предметы естественно-научного
цикла дают реальные возможности к
приобщению учащихся к исследовательской работе, развитию их творческих
способностей. Какими же приёмами можно воспользоваться,
обучая ребят научному творчеству? Надо
сказать, что универсальных методов такого обучения нет. Всё зависит только от творчества и мастерства учителя. Для того, чтобы развивать у учащихся навыки
исследования, учителю необходимо помнить, что исследования и наблюдения должны
быть систематическими, планомерными, цель работы – чётко сформулирована и
посильна для достижения. При этом необходимо обязательно учитывать общее
развитие ученика, имеющийся у него запас знаний, умений и навыков. Выполняя самостоятельную исследовательскую
работу, ученик должен вести дневник и на основании полученных данных уметь
формулировать выводы. В обучении методике учебных исследований
можно выделить несколько этапов:
1.Выбор темы исследования, определение его цели и задач.
2. Сбор сведений об объекте исследования приёмах и методах работы.
3. Установление последовательности этапов работы.
4. Отбор необходимого оборудования, создание условий для достижения поставленных цели.
5. Выполнение работы.
6. Анализ полученных результатов и формулирование выводов.
7. Написание отчёта.
8. Литературное оформление работы.
Любая исследовательская работа может иметь продолжение – дополняться, переходить в другую работу, содержать программу практических действий. Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.Здесь представлены некоторые работы выполненные учащимися нашей школы:
1.Выбор темы исследования, определение его цели и задач.
2. Сбор сведений об объекте исследования приёмах и методах работы.
3. Установление последовательности этапов работы.
4. Отбор необходимого оборудования, создание условий для достижения поставленных цели.
5. Выполнение работы.
6. Анализ полученных результатов и формулирование выводов.
7. Написание отчёта.
8. Литературное оформление работы.
Любая исследовательская работа может иметь продолжение – дополняться, переходить в другую работу, содержать программу практических действий. Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.Здесь представлены некоторые работы выполненные учащимися нашей школы:
"Биогеоценоз берёзового леса"
"Редкие и раннецветущие растения окрестностей села Копкуль"
"Эколого-биологические особенности грибов края"
"Качество среды жизни жителя сельской местности"
Вовлечение школьников в исследовательскую
деятельность требует от учителя колоссальной траты свободного личного времени.
Наверное, в этом одна из причин, из-за которой многие учителя
отказываются вовлекать ребят в исследования. Постановка практически важных исследований
нацеливает школьников на серьёзную научную работу и поможет им стать в будущем
хорошими специалистами – это будет лучшей оценкой, которую заслуживает
учитель за свой труд.